Энциклопедический словарь
 
 

А






Главная > Энциклопедия > А > Термины

АНТИХРИСТ

в христианской мифологии противник Христа, который явится накануне "конца мира" и будет Христом побежден.

АНТИЦИКЛОН

область повышенного давления в атмосфере с максимумом в центре (на уровне моря 1050-1070 гПа). Поперечник антициклона - порядка тысяч км. Антициклон характеризуется системой ветров, дующих по часовой стрелке в Северном полушарии и против - в Южном, малооблачной и сухой погодой и слабыми ветрами.

АНТИЦИПАЦИЯ (лат. anticipatio)

1) предвосхищение. 2) Преждевременное наступление какого-либо явления.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

АНТИЧАСТИЦЫ

элементарные частицы, имеющие те же массу, спин, время жизни и некоторые другие внутренние характеристики, что и их "двойники"-частицы, но отличающиеся от частиц знаками электрического заряда и магнитного момента, барионного заряда, лептонного заряда, странности и др. Все элементарные частицы, кроме абсолютно нейтральных, имеют свои античастицы. При столкновении частицы и античастицы происходит их аннигиляция.

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО

название древнегреческого и древнеримского искусства, возникшее в эпоху Возрождения. Зародилось в южной части Балканского п-ва, на о-вах Эгейского арх. и западном побережье М. Азии и пережило наивысший расцвет в Др. Греции в 5-4 вв. до н. э. В эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории, прилегающие к Средиземному и Черному морям, а также на Ближний и Ср. Восток (вплоть до Индии), где сложились местные школы эллинистического искусства. Традиции древнегреческого и эллинистического искусства получили новое развитие в искусстве Др. Рима. Лучшие произведения античного искусства, воплотившие в классически ясных, возвышенных формах высокие гуманистические идеалы, обычно связываются с представлениями о художественном совершенстве и недосягаемом художественном образце.

АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

см. Метрическое стихосложение.

АНТИЧНОСТЬ (от лат. antiquus - древний)

в широком смысле слова термин, равнозначный русскому "древность", в узком и более употребительном значении - греко-римская древность (история и культура Др. Греции и Др. Рима).

АНТИЧНЫЕ ГОРОДА в Причерноморье

возникли в ходе греческой колонизации с 6 в. до н. э. Крупнейшие античные города: на севере - Тира, Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Фанагория, Танаис; на Кавказском побережье - Горгиппия, Диоскуриада, Фасис. Вели торговлю с городами Др. Греции и М. Азии, скифами. В 5 в. до н. э. часть городов объединилась в Боспорское государство. С 3 в. до н. э. подвергались нападениям скифов, сарматов. Во 2 в. до н. э. под властью Понтийского государства, затем Рима. После вторжения готов и гуннов (сер. 3 - кон. 4 вв. н. э.) пришли в упадок.

АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843-1902)

российский скульптор. Был близок к передвижникам. Глубокой историкопсихологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей ("Иван Грозный", 1871, "Петр I", 1872).

АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) [21 октября (2 ноября) 1843, Вильнюс - 26 июня (9 июля) 1902, Бад-Хомбург, Германия]

российский художник. Крупнейший мастер русской скульптурной школы 2-й половины 19 в. Выходец из небогатой семьи владельца харчевни. Учился в петербургской Академии художеств (1862-68) у Н. С. Пименова. Жил в Петербурге, с 1871 - в Италии, с 1877 - в Париже. Участвовал в выставках Товарищества передвижников, с большой симпатией относясь к их поискам "правды в искусстве", противостоявшей обветшавшим канонам академизма. Ранние небольшие горельефы Антокольского (из дерева или кости) с теплым юмором воплощают характерные типажи еврейского провинциального быта ("Портной", 1864; "Скупой", 1865; оба в Русском музее). Главной его темой вскоре становится русская история, крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их драматической сложности. Добиваясь острой психологической выразительности деталей и общего силуэта, он выдвигается в число крупных скульпторов-монументалистов своего времени. Наибольшей известностью пользуются созданные им образы Ивана Грозного, погруженного в тяжкое раздумье (1871, бронзовый вариант в Русском музее, мраморный, 1875 - в Третьяковской галерее), и Петра I (1872; бронзовая статуя установлена как памятник в Петродворце, Таганроге и Архангельске), фигура последнего полна горделивого могущества, воспринимается как символ России, открывающей новоевропейский этап своей истории. С годами в творчестве Антокольского усиливаются черты философского раздумья. Следуя типичной для европейской скульптуры того времени тенденции к максимально "живой" форме, он создает произведения обобщенно-символического характера, стремясь изобразить не столько конкретных исторических персонажей, сколько пластические примеры нравственных поисков, сомнений и озарений духа. Таковы его "Христос перед судом народа" (бронзовый вариант - 1874), "Смерть Сократа" (1875), "Спиноза" (1882), "Мефистофель" (1883, все - Русский музей), "Христианская мученица" ("Не от мира сего", 1887, Третьяковская галерея). Моделировка этих произведений - обычно в окончательном варианте исполнявшихся в белом мраморе - достигает особой нервной тонкости. Они в значительной мере предваряют скульптуру символизма. И в поздний период Антокольский, хотя и реже, обращается к мотивам русской истории, создавая такие эпические композиции, как горельеф "Ярослав Мудрый" (майолика, 1889), "Нестор-летописец" (мрамор, 1890), "Ермак" (бронза, 1891, все - Русский музей). Антокольский - автор ряда надгробий (М. А. Оболенской в Риме, 1877; Ф. М. Дмитриева в Москве, 1888, оба - мрамор, и др.) и портретных бюстов, в том числе критика В. В. Стасова (бронза, 1873, Третьяковская галерея), с которым его связывали долголетняя дружба и переписка. В своих письмах и статьях (собраны под редакцией Стасова в сборнике 1905) называл своими идеалами "искренность" и "душу в искусстве". Его суждения о кризисе современной ему художественной культуры близки эстетике Л. Н. Толстого. Литература: Кузнецова Э. В. М. М. Антокольский: Жизнь и творчество. М., 1989. Марк Антокольский: Выставка произведений к 150-летию со дня рождения. Каталог / Государственный Русский музей. СПб., 1994. М. Н. Соколов.

АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич (1896-1978)

русский поэт. Поэмы "Коммуна 71 года" (1933), "Сын" (1943; Государственная премия СССР, 1946), "В переулке за Арбатом" (1954), сборники стихов "Мастерская" (1958), "Время" (1973), книга "О Пушкине" (1960; стихи и эссе) отличаются стремлением к историкокультурным обобщениям. Переводы.

АНТОЛОГИЯ (греч. anthologia, букв. - собрание цветов)

сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкальных) разных авторов.

АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА (Antonello da Messina) (ок. 1430-79)

итальянский живописец Раннего Возрождения. В пластически ясных, поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом ("Распятие", 1477, "Св. Себастьян", 1476).

АНТОНЕСКУ (Antonescu) Йон (1882-1946)

диктатор Румынии в 1940-44, маршал (1941). Участник подавления Крестьянского восстания. 1907, интервенции против Венгерской советской республики 1919. Правительство Антонеску ввергло в 1941 Румынию в войну против СССР. В 1946 казнен по приговору трибунала.

АНТОНИАДИ (Antoniadi) Эжен Мишель (1870-1944)

французский астроном. Во время великого противостояния Марса (1909) обнаружил, что темные полосы на его поверхности, "каналы", образованы отдельными пятнами и не могут быть результатом разумной деятельности.

АНТОНИЕВО-СИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ

мужской, основан в 1520 на р. Сия, притоке Сев. Двины (на территории современной Архангельской обл.), монахом Антонием. Играл важную роль в хозяйственном освоении Поморья. Упразднен после Октябрьской революции. Архитектурный памятник кон. 16-18 вв.

АНТОНИЙ (в миру Добрыня Ядрейкович) (ум. 1232)

архиепископ Новгородский, автор "Книги Паломник" о путешествии к святым местам.

АНТОНИЙ Великий (ок. 250-356)

основатель христианского монашества, отшельник в Египте. Канонизирован церковью.

АНТОНИЙ Марк (Marcus Antonius) (ок. 83-30 до н. э.)

римский полководец. Сторонник Цезаря. В 43 с Октавианом и Лепидом образовал 2-й триумвират, разбив войска Брута и Кассия (42). В 42 получил в управление восточные области римской державы. Сблизился с египетской царицей Клеопатрой. После объявления сенатом войны Клеопатре и поражения египетского флота у мыса Акций (в 31) покончил жизнь самоубийством.

АНТОНИЙ Марткопский Иверский (6 в.)

христианский монах, столпник; ученик преподобного Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Антиохии в Грузию. Проповедовал в Кахетии; основал монастырь и построил храм Спаса Нерукотворного образа. Последние 15 лет жизни подвизался на столпе. Память в Православной церкви 19 января (1 февраля) и 7 (20) мая.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz