Энциклопедический словарь
 
 

Б






Главная > Энциклопедия > Б > Термины

БЕРГМАН (Bergmann) Густав (1878-1955)

немецкий терапевт. Клинически и экспериментально разработал учение о функциональной патологии.

БЕРГМАН (Bergman) Ингмар (р. 1918)

шведский кинорежиссер. Фильмы: "Вечер шутов" (1953), "Седьмая печать", "Земляничная поляна" (оба 1957), "Лицо" (1958), "Молчание" (1963), "Осенняя соната" (1978), "Фанни и Александр" (1983) и др. Развивает тему трагического одиночества человека в современном обществе. Ставил спектакли в драматическом и оперном театрах.

БЕРГМАН Ингрид (1915-82)

шведская актриса. Снималась в фильмах: "Газовый свет", "Завороженный", "Стромболи, земля божья", "Европа-51", "Убийство в Восточном экспрессе", "Осенняя соната" и др.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

БЕРГМАН (Bergmann) Эрнст (1836-1907)

немецкий хирург. Один из создателей асептики. Труды по хирургии черепа и головного мозга.

БЕРГМАН (Bergman) Яльмар (1883-1931)

шведский писатель. Социально-психологические романы "Маркуреллы из Вадчепинга" (1919), "Бабушка и Господь Бог" (1921), "Клоун Як" (1930), камерные драмы, комедии.

БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859-1941)

французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, - жизнь как метафизически-космический процесс, "жизненный порыв", творческая эволюция; структура ее - длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспекты длительности - материя, сознание, память, дух ("Творческая эволюция", русский перевод 1914). Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту (1927).

БЕРГСОН (Bergson) Анри Луи (18 октября 1859, Париж - 4 января 1941, там же)

французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни, создатель оригинальной философской и этикорелигиозной концепции, в основу которой легла идея динамики человеческого сознания и мира. Образование и начало преподования Отец Бергсона, Мишель Бергсон, композитор и музыкант, профессор Женевской консерватории, был евреем, выходцем из Польши; мать происходила из еврейской семьи, жившей в Англии. Бергсон получил классическое образование, традиционное для кругов французской интеллектуальной элиты. В 1878, окончив лицей Кондорсье в Париже, поступил в Высшую нормальную школу; затем преподавал в лицее г. Анжера (1881-83). В 1883 занял кафедру философии в лицее Блеза Паскаля в Клермон-Ферране. Первые труды Переосмыслив понятие времени, Бергсон разработал концепцию "чистой длительности", изложенную им в первом крупном труде "Опыт о непосредственных данных сознания" (1889). В полемике с теориями психологического детерминизма и психофизики он описывает человеческое сознание как непрерывно, изменяющуюся, творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. С 1888 Бергсон в Париже, где начал преподавать вначале в лицеях Людовика Великого и Генриха IV, затем - в Коллеж Роллен (1889-1900) и Высшей Нормальной школе. В работе "Материя и память" (1896), Бергсон показывает, что материя и сознание, тело и рассудок - это явления, реконструированные самим рассудком из фактов непосредственного опыта, той первичной интуиции, которая открывает нам нераздельную движущуюся непрерывность. Основу познания составляет чистое восприятие, но в реальном познавательном процессе всегда взаимодействует с памятью, и этот процесс образует различные уровни, "планы" сознания. "Творческая эволюция" С 1900 Бергсон - профессор Коллеж де Франс; его лекции, вызывавшие огромный интерес у образованной публики, легли в основу его главного труда"Творческая эволюция" (1907). Бергсон нарисовал здесь грандиозную картину эволюционного процесса, метафорически названного "жизненным порывом", развертывание которого приводит к возникновению и развитию жизни на Земле; главные линии эволюции - инстинкт и интеллект. Бергсон утверждает, что сознание и жизнь принципиально недоступны позитивной науке, которая ограничена сферой "неорганизованной материи" и может постигать лишь отношения между вещами. Философия же опирается на непосредственное видение вещей, на интуицию, и совокупность ее интуиций должна дать целостное представление о реальности. Поздний период творчества "Творческая эволюция" принесла Бергсону славу не только философа, но и писателя (в 1927 он был награжден Нобелевской премией по литературе). После этой работы Бергсон долгое время писал только статьи (вошли в сборники "Духовная энергия", 1919, "Мысль и движущееся", 1934; единственная его книга - "Длительность и одновременность" (1922), посвященная теории относительности А. Эйнштейна. Читал также курсы лекций в США, Англии, Испании. В 1914 был избран президентом Академии моральных и политических наук и членом Французской академии наук. В период Первой мировой войны проявил себя на дипломатическом поприще в Испании и США. В 1922 стал первым президентом Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству. В конце 1920-х гг. из-за болезни постепенно отошел от практической деятельности. Его этико-религиозная концепция изложена им в "Двух источниках морали и религии" (1932). Противопоставляя два типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилие, и открытое, воплощенное в великих личностях - моральных героях, христианских мистиках и т.п., Бергсон связывает с ними два типа морали и религии - статический и динамический. Возможность дальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видит лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, "дух простоты", отказ от искусственных потребностей, вызванных преимущественным развитием "тела" человечества в ущерб его духовной культуре. Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу во Франции и других странах; воздействие его идей испытали Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, А. Тойнби, Дж. Сантаяна, А. Уайтхед и многие другие. Сочинения: Собр. соч.: В 5 т. СПб., 1913-14. Собр. соч.: В 4 т. М., 1992. Т. 1. Смех. М., 1992. Ecrits et paroles. Paris, 1957-1959. V. 1-3. Oeuvres. Paris, 1959. Литература: Свасьян К. А. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона. Ереван, 1978. Benrudi I. Souvenirs sur Henri Bergson. Neuchatel; Paris, 1942. Jankelevitch V. Henri Bergson. Paris, 1959. Skarga B. Czas i trwanie. Studia o Bergsonie. Warszava, 1982. Mosse-Bastide R. -M. Bergson educateur. Paris, 1995. И. И. Блауберг.

БЕРГСТРЕМ (Bergstrom) Суне (р. 1916)

шведский биохимик, иностранный член АН СССР (1976), АМН СССР (1982). Основные труды по химии и биохимии простагландинов. Нобелевская премия (1982, совместно с Б. Самуэльсоном и Дж. Р. Вейном).

БЕРГШТРИХИ (указатели склона)

короткие штрихи на горизонталях топографических карты, указывающие направление вниз по склону.

БЕРД (Byrd) Р.

см. Бэрд

БЕРД (Byrd) Уильям (ок. 1543-1623)

английский композитор, органист, верджинелист, нотоиздатель. Создатель английского мадригала. Фантазии, вариации, танцы для верджинела и виолы, мессы, псалмы и др.

БЕРД Чарлз (Карл Николаевич) (1766-1843)

российский инженер, предприниматель, судовладелец. Уроженец Шотландии, с 1786 в России. Первым в России в 1805-06 спроектировал и построил в Петербурге чугунный мост "на дугах". Построил корабельную верфь, основал (1815) пароходство на Неве. Руководил изготовлением и установкой решеток, барельефов, скульптур, фонарей, перекрытий и др. металлических несущих конструкций и элементов. На его первом в России механическом литейном заводе в Петербурге (основан в 1792) изготовлены барельефы Александровской колонны, конструктивные элементы фронтона и купола Исаакиевского собора и др. Изготовил и установил пролетные строения всех висячих мостов Петербурга.

БЕРДАНКА

однозарядная винтовка системы американского изобретателя Х. Бердана, усовершенствованная в 60-х гг. 19 в. российскими инженерами А. П. Горловым и К. И. Гуниусом. На вооружении российской армии в 1868-91.

БЕРДАХ (наст. имя и фам. Бердимурат Каргабаев) (1827-1900)

каракалпакский поэт. Лирические, сатирические, дидактические стихи, исторические поэмы, антидеспотическая поэма-сказка "Царь-самодур".

БЕРДЖЕСС (Burgess) Антони (1917-93)

английский писатель. Сатирический роман "Право на ответ" (1960); "черные утопии" "Новости конца света" (1982) и "1985" (1978). Тема антигероя - в романах "Заводной апельсин" (1962) и "Завещание заводному миру" (1974), а также в пародийных "контрбиографиях" У. Шекспира (1964) и Дж. Китса (1977). Автор музыкальных произведений.

БЕРДЗЕНИШВИЛИ Мераб Исидорович (р. 1929)

грузинский скульптор, народный художник СССР (1987), член-корреспондент АХ (1988). Монументальный, пластически выразительный памятник в честь 30-летия Победы в Марнеули (1975), декоративная скульптура ("Медея", Пицунда). Государственная премия СССР (1976).

БЕРДИЧЕВ

город (с 1845) на Украине, Житомирская обл. Железнодорожный узел. 93,4 тыс. жителей (1991). Заводы: станкостроительный, химического машиностроения. Мебельная, полиграфическая, легкая, пищевая промышленность. Возник в 15 в.

БЕРДНИКОВ Георгий Петрович (1915-1996)

русский литературовед, член-корреспондент Российской АН (1991; членкорреспондент АН СССР с 1974). Книги по истории русской литературы 19 в. Государственная премия СССР, (1985).

БЕРДСК

город (с 1944) в Российской Федерации, Новосибирская обл., на р. Бердь, близ впадения ее в Новосибирское водохранилище. Железнодорожная станция. 81,2 тыс. жителей (1992). ПО "Вега" (стереофонические электропроигрыватели, магнитофоны и др.); заводы: химический, резинотехнических изделий и др. Пищевая, легкая промышленность. Основан в нач. 18 в.

БЕРДСЛИ (Бердслей) (Beardsley) Обри (1872-98)

английский рисовальщик. Болезненно хрупкие рисунки, отличающиеся виртуозной игрой силуэтов и линий (иллюстрации к "Саломее" О. Уайльда, 1894), повлияли на графику стиля "модерн".

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz