|
|
Главная >
Энциклопедия >
Б > Термины
БЭКОН Фрэнсис (1561-1626)английский философ, родоначальник английского материализма. Лорд-канцлер при короле Якове I. В трактате "Новый органон" (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода - очищение разума от заблуждений ("идолов", или "признаков"), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент. Автор утопии "Новая Атлантида".БЭКОН (Bacon) Фрэнсис (22 января 1561, Лондон - 9 апреля 1626, Хайгет)английский философ и политический деятель. Жизнь и творчество Происходил из семьи "новых дворян", в свое время поддержавших английскую монархию в феодальных междоусобицах; его отец некоторое время занимал должность лорда-хранителя королевской печати. В возрасте 12 лет Бэкон поступил в Кембриджский университет; в 23 года он уже был членом палаты общин английского парламента, где выступал противником королевы Елизаветы I по ряду вопросов. В 1597 опубликованы "Опыты, или наставления нравственные и политические", представляющие собой высокохудожественные эссе на различные темы - от морально-бытовых до политических. В 1605 была опубликована на английском языке работа "О достоинстве и приумножении наук", представляющая собой первую часть грандиозного плана Бэкона - "Великого восстановления наук", предполагавшего 6 этапов. При короле Якове I, вступившем на престол в 1603, начинается политическое возвышение Бэкона: в 1612 он - генеральный прокурор, в 1617 - лорд-хранитель печати, в 1618 - лорд-канцлер. В 1620 Бэкон публикует одно из лучших своих произведений - "Новый Органон". В 1621 был обвинен во взяточничестве и на несколько дней заключен в тюрьму; несмотря на последующее оправдание, Бэкон больше не возвращался в политику. Последние годы жизни занимался научным экспериментированием и умер в 1626, простудившись после проведенного опыта. Бэкон был увлечен широкими проектами преобразования науки. По словам его личного врача, знаменитого У. Гарвея, "он философствовал как лорд-канцлер"; в социальной утопии "Новая Атлантида" ему удалось предвосхитить план создания в 60-е годы 17 в. Лондонского Королевского общества. Бэкон первым приблизился к пониманию науки как социального института. Он разделял теорию двойственной истины, разграничивающую функции науки и религии; его позиция по отношению к религии близка деизму. Крылатые высказывания Бэкона о науке и ее роли неоднократно избирались знаменитыми философами и учеными в качестве эпиграфов для своих произведений. Классификация наук Бэконовская классификация наук, представлявшая альтернативу аристотелевской, долгое время признавалась основополагающей многими европейскими учеными и философами. Разделение всех наук на исторические, поэтические и философские определяется у Бэкона психологическим критерием. Так, история - это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю, описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии - рассудок. Она делится на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления). В естественной философии Бэкон выделяет теоретическую (исследование причин, причем предпочтение отдается материальным и действующим причинам перед формальными и целевыми), и практическую ("естественная магия") части. Как натурфилософ Бэкон симпатизировал атомистической традиции древних греков, однако полностью к ней не присоединялся. Критическая часть системы Считая, что устранение заблуждений и предрассудков - отправная точка правильного философствования, Бэкон критически относился к схоластике. Главный недостаток аристотелевско-схоластической логики он усматривал в том, что она проходит мимо проблемы образования понятий, составляющих посылки силлогистических умозаключений. Бэкон критиковал также ренессансную гуманистическую ученость, преклонявшуюся перед античными авторитетами и подменявшую философию риторикой и филологией. Наконец, Бэкон боролся с так называемой "фантастической ученостью", опирающейся не на достоверный опыт, а на неподдающиеся проверке рассказы о чудесах, отшельниках, мучениках и пр. Основу критической части философии Бэкона составляет учение о так называемых "идолах", искажающих наши познания. Это, во-первых, врожденные "идолы рода". В их основе субъективные свидетельства органов чувств и всевозможные заблуждения разума (пустое абстрагирование, поиск целей в природе и т.п.). Во-вторых, "идолы пещеры", обусловленные зависимостью познания от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, а также ограниченностью личного опыта людей. В-третьих, "идолы рынка, или площади", имеющие социальные истоки. Бэкон призывает не преувеличивать роль слов в ущерб фактам и стоящим за словами понятиям. В-четвертых, Бэкон предлагает искоренять "идолов театра", в основе которых некритическое следование авторитетам. Индуктивная методология Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. В древности все открытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод должен опираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которые должны систематизироваться в "естественной истории". В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте. Бэконовский индуктивизм получил развитие в 19 веке в работах Джона Стюарта Милля и др. В 20 в. трактовка индукции как логики открытия была подвергнута критике школой К. Поппера и др. Свою методологию Бэкон понимал как определенное сочетание эмпиризма и рационализма, уподобляя ее образу действий пчелы, перерабатывающей собранный нектар, в отличие от муравья (плоский эмпиризм) или паука (оторванная от опыта схоластика). Бэкон различал опыты плодоносные, то есть сразу приносящие определенные результаты, и опыты светоносные, практическая польза которых заметна не сразу, но которые в конечном итоге дают максимальный результат. Технократическая школа В "Новой Атлантиде" (1623-24) рассказывается о загадочной стране Бенсалем, которой руководит "Соломонов дом", или "Общество для познания истинной природы всех вещей", объединяющее главных мудрецов страны. От коммунистических и социалистических утопий утопия Бэкона отличается своим ярко выраженным технократическим характером: на острове царит культ научнотехнических изобретений, которые выступают главной причиной преуспеяния населения. Атланты обладают агрессивным и предпринимательским духом, причем поощряется тайный вывоз сведений о достижениях и секретах других стран членами "Соломонова дома". "Новая Атлантида" осталась незаконченной. Сочинения: Сочинения: в 2 т. М., 1977-1978. История правления короля Генриха VII. М., 1990. The works. / Collected and ed. by J. Spedding, R. L. Ellis, D. D. Heath. London, 1887-1901. V. 1-7. Литература: Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974. Quinton A. Francis Bacon. Oxford, 1980. А. Ф. Грязнов.БЭКОН (Bacon) Фрэнсис (1909-92)английский художник. С 1950-х гг. один из крупнейших представителей новой фигурации. Его живописные портреты, фигурные композиции, реплики картин старых мастеров полны острого трагизма, мрачного ощущения "ада на земле".БЭЛЗА Игорь Федорович (1904-93)российский музыковед, композитор, литературовед, заслуженный деятель искусств России (1974), доктор искусствоведения, профессор. Труды о музыкальной культуре Польши и Чехии, Словакии, России, музыкальном романтизме и др.БЭЛС (Бэл) (Bels) Алберт (наст. имя и фам. Янис Цирулис, Cirulis) (р. 1938)латышский писатель. В романах "Следователь" (1967), "Клетка" (1972), "Полигон" (1977), "Тайник" (1984), "Бессонница" (опубликован в 1986) и рассказах исследует внутренний мир человека, взаимоотношения личности и общества.БЭЛЦЬ (Бельцы)город (с 1818) в Молдавии, на р. Реут. Железнодорожный узел. 164,9 тыс. жителей (1991). Пищевкусовая, легкая, деревообрабатывающая промышленность, электротехническое и сельскохозяйственное машиностроение; производство стройматериалов. Педагогический институт. Театр. Историко-краеведческий музей, картинная галерея. Основан в 15 в.БЭЛЧЕСКУ (Балческу) (Balcescu) Николае (1819-52)румынский историк, публицист. Во время Революции 1848 в Валахии член временного правительства; затем эмигрировал в Трансильванию, выступал за объединение румынского и венгерского революционного движения.БЭЛЭЧАНУ (Balaceanu) Эманоил (Манолаке) (?-1842)румынский социалист-утопист. В 1835 основал (в своем имении Скэени, район Плоешти) фаланстер (общину), который был объявлен незаконным и в 1837 разгромлен правительственными войсками; Бэлэчану был сослан.БЭН (Bain) Александер (1818-1903)английский психолог, представитель ассоциативной психологии. Основал журнал "Майнд" (1876). Выдвинул понятие о механизме проб и ошибок для объяснения новых форм двигательной активности. Способствовал развитию экспериментальной психологии.БЭНБУ (Банбу)город в Китае, в пров. Аньхой, порт на р. Хуайхэ. 431 тыс. жителей (1990). Переработка сельскохозяйственного сырья, металлургия, машиностроение, текстильная, химическая, пищевая промышленность.БЭНЧИЛЭ (Bancila) Октав (1872-1944)румынский живописец. Драматические картины на темы крестьянского восстания 1907, реалистично-обобщенные образы рабочих ("Забастовщик", 1914).БЭНЬСИгород на северо-востоке Китая, в пров. Ляонин. 751 тыс. жителей (1990). Один из главных центров черной металлургии. Добыча железной руды и каменного угля; производство огнеупоров.БЭРвнесистемная единица эквивалентной дозы излучения. 1 бэр = 0,01 Дж/кг. До 1963 единица бэр определялась как биологический эквивалент рентгена (отсюда название).БЭР Карл Максимович (Карл Эрнст) (1792-1876)естествоиспытатель, основатель эмбриологии, один из учредителей Русского географического общества, иностранный член-корреспондент (1826), академик (1828-30 и 1834-62; почетный член с 1862) Петербургской АН. Родился в Эстляндии. Работал в Австрии и Германии; в 1829-30 и с 1834 - в России. Открыл яйцеклетку у млекопитающих, описал стадию бластулы; изучил эмбриогенез цыпленка. Установил сходство эмбрионов высших и низших животных, последовательное появление в эмбриогенезе признаков типа, класса, отряда и т.д.; описал развитие всех основных органов позвоночных. Исследовал Новую Землю, Каспийское м. Редактор серии изданий по географии России. Объяснил закономерность подмыва берегов рек (Бэра закон).БЭРА ЗАКОНреки, текущие в направлении меридиана, в Северном полушарии подмывают правый берег, в Южном - левый. Объясняется влиянием суточного вращения Земли на движение частиц воды в реке. Сформулирован К. М. Бэром в 1857.БЭРДамериканская внутриконтинентальная полярная станция (1957-72), ныне база сезонных исследований на Земле Мэри Бэрд в Зап. Антарктиде, на высоте 1530 м, в 660 км от берега.БЭРД (Берд) (Byrd) Ричард (1888-1957)американский полярный исследователь, летчик, адмирал. Руководитель американских антарктических экспедиций (1928-30, 1933-35, 1939-41 и 1946-47), которые провели аэрофотосъемку, географические, геологические, метеорологические и сейсмологические исследования.БЭСв египетской мифологии божество. Различались Бэс-Аха, защитник от злых духов, и Бэс-хит, бог веселья, музыки, танца. Изображался в виде карлика с уродливым бородатым лицом. Популярны были амулеты в виде Бэса, его изображения находились на зеркалах, туалетных принадлежностях, ларцах.БЭСИНДЖЕР (Basinger) Ким (р. 1953)американская киноактриса. Снималась в телесериалах. Статус звезды обрела после выхода фильма Р. Олтмана "Без ума от любви" (1986). Особую популярность принесла ей роль в картине Э. Лайна "Девять с половиной недель" (1986). Другие значительные работы в кино: "Окончательный анализ" (1992), "Крутой мир" (1992) и др.БЭСИТв египетской мифологии карликообразная богиня, супруга Бэса. |