|
|
Главная >
Энциклопедия >
К > Термины
КУСТАНАЙСКИЙ ЖЕЛЕЗОРУДНЫЙ РАЙОНв Казахстане. Открыт в 1930-х гг. Месторождения магнетитовых руд в карбонатных породах (Соколовское, Сарбайское, Качарское, Южно-Сарбайское и др.) и оолитовых бурых железняков (Лисаковское, Аятский железорудный бассейн). Разведанные запасы 14,7 млрд. т, в т.ч. легкообогатимых магнетитовых руд с содержанием 45-47% Fe - 5 млрд. т. Работают Соколовско-Сарбайский, Лисаковский, Качарский горно-обогатительные комбинаты (ГОК).КУСТАРИмелкие товаропроизводители, изготавливающие промышленные изделия на рынок. См. Кустарное производство.КУСТАРНИКИмноголетние деревянистые растения высота 0,8-6 м, не имеющие во взрослом состоянии главного ствола; продолжительность жизни 10-20 лет. Распространены широко по границе лесов (кустарниковая степь, лесотундра). В лесах образуют подлесок. Хозяйственное значение имеют смородина, крыжовник и др.КУСТАРНИЧКИнизкорослые многолетние растения с одревесневающими побегами, высота 5-60 см, живут 5-10 лет. Распространены в тундре (виды ивы, многие вересковые), хвойных лесах, на сфагновых болотах (клюква, багульник), в высокогорьях и т.д.КУСТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВОмелкое домашнее товарное производство или децентрализованная (раздаточная) мануфактура.КУСТО (Cousteau) Жак Ив (р. 1910)французский океанограф. Зачинатель подводных исследований и киносъемок. С 1952 руководитель исследований на судне "Калипсо", с 1985 - на турбопарусном судне "Алкиона". Директор Океанографического музея в Монако (с 1957). Изобрел акваланг, подводные дома, аппарат "ныряющее блюдце". Автор популярных книг и фильмов.КУСТОВОЕ БУРЕНИЕсооружение группы наклонно направленных скважин с общего основания небольшой площади, на котором размещаются буровая установка и устьевое оборудование. Применяется в заболоченной местности, при пересеченном рельефе, на морских месторождениях и т.п.КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878-1927)российский живописец. Красочные сцены крестьянского и провинциального мещанскокупеческого быта (серия "Ярмарки"). Мастер портрета ("Ф. И. Шаляпин", 1922), иллюстратор, театральный художник.КУСТОДИЕВ Борис Михайлович [23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань - 26 мая 1927, Ленинград]российский художник. Прославился своими национально-романтическими произведениями, благодаря которым стал одним из самых популярных мастеров русского модерна. Выходец из семьи преподавателя духовной семинарии. Для его становления как художника наибольшее значение имели уроки И. Е. Репина в петербургской Академии художеств, где он учился в 1896-1903. Был членом объединений "Мир искусства" и "Союз русских художников". Первые опыты. Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины "Заседание Государственного Совета" (1901-03, Русский музей). Сотрудничество вылилось в настоящее соперничество, поскольку Кустодиев, являя раннюю зрелость таланта, создавал удивительно живые импрессионистические портретные этюды, почти не отличимые от репинских. Продемонстрировал замечательное мастерство портретиста и в самостоятельных своих портретах-картинах начала века, элегантных и экспрессивных ("И. Я. Билибин", 1901, там же; "Семья Поленовых", 1905, Историкохудожественный музей, Вена). Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав - в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, - целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т.д.). Ранний интерес к национальному быту и истории отнюдь не сочетался у Кустодиева с консервативным охранительством. В своих политических симпатиях он был либералом, сочувствующим революции, что особенно ярко и зло проявилось в его антиправительственных карикатурах 1905-06 гг. Русская провинция в картинах Кустодиева. Жил преимущественно в Петербурге и Москве, постоянно наезжая в живописные уголки русской провинции. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги - Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, "ярмарки", "масленицы", "деревенские праздники", которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив - с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой ("Купчиха", 1915; "Купчиха за чаем", 1918; оба - Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей ("Ф. И. Шаляпин", 1922, там же). С годами в его композициях нарастает ироническитеатральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической, ирреальности ("все мои картины - сплошная иллюзия", - говорил сам мастер). Поэтому сценография как таковая (оформление "Блохи" Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925, и др. спектакли, в том числе по пьесам А. Н. Островского) предстает естественным продолжением его станковых работ. Тяжелая болезнь приковывает Кустодиева с 1916 к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой ("Большевик", 1920, Третьяковская галерея; "Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого", 1921, Русский музей). Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке "Русь" (с текстом Е. И. Замятина; 1923) и др. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные ("Русская Венера", Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные ("Купчиха и домовой", 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к "Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова [частное собрание, Москва; опубликованные же иллюстрации (1923) составляют один из самых интересных и ярких книжных циклов художника]. Сочинения: Письма. Статьи, заметки, интервью... Л., 1967. Литература: Лебедева В. Е. Б. М. Кустодиев. М., 1966Капланова С. Г. Новое о Кустодиеве. М., 1979. Борис Кустодиев: Альбом-каталог / Составитель М. Г. Эткинд. М., 1982. Докучаева В. Н. Борис Кустодиев. М., 1991. М. Н. Соколов.КУСТОЦА (Custoza)селение в Сев. Италии, к юго-западу от Вероны. Около Кустоцы 25.7.1848, во время австроитальянской войны 1848-49, итальянская армия из-за бездарного руководства сардинского короля Карла Альберта была разбита австрийскими войсками под командованием эрцгерцога Альбрехта, и король подписал перемирие. При Кустоце 24.6.1866 во время австроитальянской войны 1866 итальянская армия потерпела поражение от австрийских войск.КУСТУ (Coustou)братья: Никола (1658-1733) и Гийом (1677-1746), французские скульпторы. Мастера декоративной скульптуры для дворцов и парков Версаля, Марли и др. (Гийом Кусту - две группы укротителей коней на Елисейских полях в Париже, 1740-45, ныне в Лувре; вместо них установлены копии).КУСТУРИЦА (Kusturica) Эмир (р. 1955)югославский кинорежиссер. Один из лидеров мирового кино 1990-х гг. Дебютировал в 1980 ("Помнишь ли Долли Белл?", специальный приз за дебют Венецианского кинофестиваля). Все последующие фильмы Кустурицы удостаивались престижных призов: "Когда отец был в командировке" (1984, "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля), "Время цыган" (1988, приз за режиссуру Каннского кинофестиваля), "Аризонская мечта" (1993, специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля), "Подполье" (1995, "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля).КУТ (Koht) Хальвдан (1873-1965)норвежский историк, президент Норвежской АН (1923-39). В 1935 - февраль 1941 министр иностранных дел.КУТАИСИгород в Грузии, на р. Риони. Железнодорожная станция. 238 тыс. жителей (1991). Машиностроение (заводы: автомобильный, электромеханический, малогабаритных тракторов и др.), химическая, легкая, пищевая промышленность. 2 вуза (в т.ч. университет) 3 театра. Историко-этнографический музей; Дом-музей З. П. Палиашвили. Картинная галерея Известен с 6 в. до н. э. Столица Колхидского и Имеретинского царств, в 1810-1917 в Российской империи. Руины храма Баграта (10-11 вв.).КУТАИССКИЙ УНИВЕРСИТЕТоснован в 1990 на базе Педагогического института им. А. Цулукидзе (с 1933). Готовит кадры по физическим, математическим, химическим, биологическим, географическим, историческим, филологическим, педагогическим и другим специальностям. В 1991 ок. 2 тыс. студентов.КУТАЙСОВ Александр Иванович (1784-1812)российский генерал-майор (1806). В Бородинском сражении 1812 командовал артиллерией, погиб в бою.КУТАЙСОВ Иван Павлович (ок. 1759-1834)граф, камердинер и фаворит Павла I. По происхождению турок. Пользовался большим влиянием при дворе.КУТАТЕЛАДЗЕ Аполлон Караманович (1899/1900-72)грузинский живописец, народный художник СССР (1970), член-корресподент АХ СССР (1967). Исторические ("Поход царицы Тамары", 1967), бытовые картины, пейзажи, портреты.КУТАТЕЛИ (наст. фам. Кутателадзе) Александр Николаевич (1898-1982)грузинский писатель. "Лицом к лицу" (кн. 1-4, 1933-52) - многоплановый роман о становлении в Грузии советской власти.КУТАХОВ Павел Степанович (1914-84)Главный маршал авиации (1972), дважды Герой Советского Союза (1943, 1984). В Великую Отечественную войну командир истребительного авиаполка, 367 боевых вылетов, 79 воздушных боев, сбил лично 14 и в группе 28 самолетов. С 1967 1-й заместитель, с 1969 главнокомандующий ВВС - заместитель министра обороны СССР. Ленинская премия (1983). |