Энциклопедический словарь
 
 

М






Главная > Энциклопедия > М > Термины

МАШКИН Николай Александрович (1900-50)

российский историк античности, доктор исторических наук, профессор. Основные труды о переходе от республики к империи в Риме - принципате Августа. Государственная премия СССР (1951, посмертно).

МАШКОВ Владимир Львович (р. 1963)

российский актер и режиссер. С 1990-х гг. в Московском театре под руководством О. П. Табакова. Поставил спектакли: "Страсти по Бумбарашу" (1993), "Смертельный номер" (1994) и др. В кино воплотил образ современника - молодого человека постперестроечной поры (в фильмах: "Лимита" Д. Е. Евстигнеева, "Подмосковные вечера" В. П. Тодоровского) и др.

МАШКОВ Илья Иванович (1881-1944)

российский живописец, заслуженный деятель искусств России (1928). Один из основателей "Бубнового валета". Экспрессивные красочные пейзажи, натюрморты, портреты. Педагог.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

МАШКОВСКИЙ Степан Филиппович (1914-58)

летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1941), полковник. Участвовал в боях на р. Халхин-Гол в 1939 и сбил 4 самолета противника. Во время Великой Отечественной войны сбил 11 самолетов противника, один из них - тараном. С 1943 на испытательной работе. Освоил св. 60 типов и модификаций самолетов, в т.ч. 9 иностранных. Погиб при исполнении служебных обязанностей.

МАШО Г. де

см. Гильом де Машо.

МАШРАБ Бабарахим (1657-1711)

узбекский поэт, странствующий дервиш-суфий (см. Суфизм). Обличал чванство богачей, лицемерие духовенства. Казнен по приказу правителя Балха.

МАШУК

гора-лакколит на Сев. Кавказе, в районе Кавказских Минеральных Вод, в Ставропольском крае. Высота 993 м. Большая часть склонов покрыта широколиственными лесами. У подножия Машука - г. Пятигорск; обелиск на месте гибели М. Ю. Лермонтова.

МАЭКАВА Кунио (1905-86)

японский архитектор. Используя национальные традиции, структурные и эстетические возможности монолитного железобетона, добивался скульптурной выразительности (муниципалитет в Хиросаки, 1964).

МАЭСТА (итал. maesta - величание)

итальянское название иконографии Мадонны с младенцем во славе, окруженных святыми и (или) ангелами, поющими им славу. Наиболее часто встречается в итальянском искусстве 13-14 вв. ("Маэста" работы Дуччо, 1308-11).

МА-ЮАНЬШУАЙ

в китайской мифологии главнокомандующий Запада, повелитель стихий. Представлялся в виде трехглазого чудовища.

МАЮД

см. Международная ассоциация юристов-демократов.

МАЮДЗУМИ Тосиро (р. 1929)

японский композитор. Сочетает современные и японские традиционные принципы композиции. Опера "Золотой павильон" (1976), балеты, в т.ч. "Бугаку" (1962), симфонии "Нирвана" (1958), "Мандала" (1960), симфоническая поэма "Самсара", камерноинструментальные сочинения, хоры и др.

МАЮРИ (Maiuri) Амедео (1886-1963)

итальянский археолог, историк искусства. Руководил раскопками в Помпеях и Геркулануме.

МАЮСКУЛЫ (от лат. majusculus - несколько больший)

буквы, имеющие прописное начертание, в отличие от минускулов (обычно в древних латинских и греческих рукописях).

МАЮСКУЛЬНОЕ ПИСЬМО

в древних латинских и греческих рукописях письмо, использующее частично или только маюскулы.

МАЯ

река в Хабаровском крае и Якутии, правый приток Алдана. 1053 км, площадь бассейна 171 тыс. км2. Средний расход воды 1180 м3/с. Судоходна на 547 км от устья.

МАЯГУЭС (Mayaguez)

город и порт в Пуэрто-Рико. 100 тыс. жителей (1990). Виноделие, сахарная, табачная промышленность. Кустарные промыслы.

МАЯК

сооружение башенного типа, устанавливаемое на выступающих в море частях берега, в устьях рек, на скалах, отмелях; служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется светооптической системой, а также др. средствами сигнализации (сирена, диафон и др.), радиотехническими устройствами (см. Радиомаяк, Радиолокационный маяк).

МАЯКОВСКИЙ

название г. Багдати в 1940-90.

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930)

русский поэт. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия "Владимир Маяковский", 1914, поэмы "Облако в штанах", 1915; "Флейта-позвоночник", 1916; "Человек" 1916-17). После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса "Мистерия-буфф", 1918, поэмы "150000000", 1921, "Владимир Ильич Ленин", 1924, "Хорошо!", 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения "Прозаседавшиеся", 1922, до пьесы "Баня", 1929). В поэме "Во весь голос" (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в "коммунистическом далеке". Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию 20 в. Покончил жизнь самоубийством.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz