|
|
Главная >
Энциклопедия >
М > Термины
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСАМытищи, Московская область, преобразован в 1993 из Московского лесотехнического института (основан в 1919). Готовит инженерные кадры по специальностям лесного хозяйства, деревообрабатывающей промышленности и др. В 1993 св. 8 тыс. студентов.МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯпреобразован в 1994 из Московского института инженеров железнодорожного транспорта (основан в 1896 как московское Инженерное училище (с 1913 Институт инженеров путей сообщения, с 1924 МИИТ). Готовит инженерные кадры по специальностям транспортного машиностроения, железнодорожного строительства, связи и др. В 1993 ок. 3 тыс. студентов.МОСКОВСКИЙ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (МФТИ)г. Долгопрудный, Московская область, основан в 1951 на базе физико-технического факультета МГУ. Готовит инженерные и исследовательские кадры по специальностям общей и прикладной физики, космических исследований, прикладной математики, физикохимической биологии и др. В 1993 ок. 5 тыс. студентов.МОСКОВСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТсм. Российский химико-технологический университет.МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНСТИТУТ им. С. Г. Строгановапреобразован в 1993 из Высшего художественно-промышленного училища (ведет историю от основанной в 1825 Строгановым "Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам"). Готовит художников по специальностям промышленного и монументальнодекоративного искусства, интерьера, декоративно-прикладного искусства и др. В 1993 ок 900 студентов.МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. М. Горького (МХАТ)основан в 1898 К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. До 1901 назывался Художественно-Общедоступный. С 1919 академический, с 1932 им. Горького. Осуществил реформу репертуара, актерского искусства, режиссуры, оказав воздействие на мировой театр. Направленность творчества театра определили постановки новаторских пьес А. П. Чехова и М. Горького. Первые актеры: О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, А. Р. Артем, В. Э. Мейерхольд, затем В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, Б. Г. Добронравов, А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, О. Н. Андровская, Н. П. Хмелев, Б. Н. Ливанов, М. Н. Кедров, А. И. Степанова, М. И. Прудкин, М. М. Яншин, В. Я. Станицын, А. топлива до 5,8 л на 100 км), спортивные и специальные.МОСКОВСКИЙ ЦИРК на Ленинских горахоткрыт в 1971. Один из крупнейших стационарных цирков в мире (3307 мест). Показывает сборные программы, тематические представления с участием московских артистов и гастролеров. Художественный руководитель П.Л. Костюк (с 1990).МОСКОВСКИЙ ЦИРК на Цветном бульваре (до 1917 цирк А. Саламонского)открыт в 1880. Показывал пантомимы, водяные феерии и др. В постановках 1920-х гг. (пантомимы "Черный пират", 1928, "Махновщина", 1929, "Москва горит", 1930, и др.) участвовали режиссеры С.Э. Радлов, балетмейстер К.Я. Голейзовский, художники В.М. Ходасевич, М.П. Бобышев и др. С 1982 художественный руководитель и директор Ю.В. Никулин. Участники представлений: А.Л. и В.Л. Дуровы, М.Н. Румянцев (Карандаш), О.К. Попов, Никулин и М.И. Шуйдин, сестры Кох, Волжанские и др.МОСКОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВОвыделилось из Владимирского великого княжества в 60-х - начале 70-х гг. 13 в. Столица - Москва. С начала 80-х гг. 13 в. при князе Данииле Александровиче росло политическое влияние Московского великого княжества в Северо-Восточной Руси. Иван I Калита и его потомки расширили территорию княжества. При князе Дмитрии Донском одержана победа над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве 1380. В процессе усиления Московского великого княжества происходило формирование русского централизованного государства. Образование территориально единого Российского государства завершилось при Иване III (1462-1505) и Василии III (1505-33).МОСОЛОВ Александр Васильевич (1900-73)российский композитор. В 20-х гг. экспериментировал в духе урбанизма и конструктивизма (симфонический эпизод "Завод. Музыка машин" из неосуществленного балета "Сталь", 1928). Оперы "Герой" (1928), "Плотина" (1930), "Сигнал" (1941), "Маскарад" (1944); 7 симфоний, концерты для инструментов с оркестром, фортепьянные сонаты, вокальный цикл "Газетные объявления" и др."МОСТ" (немецкое Brucke)объединение немецких художников-экспрессионистов в Дрездене (1905-13). Члены "Моста" (Э. Хеккель, Э.Л. Кирхнер, М. Пехштейн и др.) создавали трагически-заостренные образы, применяли резко очерченные, динамичные формы, диссонирующие сочетания цветовых пятен."МОСФИЛЬМ"киностудия художественных фильмов, одна из крупнейших в России. Основана в 1924, имела разные названия (с 1935 современное название). На "Мосфильме" работали: С.М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин, А.П. Довженко, М.И. Ромм, А.А. Тарковский и др. С 1991 киноконцерн, предоставляющий различным студиям павильоны для съемок.МОТ (Международная организация труда)смотри в статье Специализированные учреждения ООН.МОТЕЛЬ (англ. motel, от motor - автомобиль и hotel - гостиница)гостиница для автотуристов со станцией технического обслуживания, топливозаправочной станцией, гаражами, стоянками.МОТЕС (Mothes) Курт (1900-83)немецкий биохимик, президент академии "Леопольдина" (1954-74), иностранный член АН СССР (1971). Основные труды по биохимии алкалоидов, азотистому обмену и регуляторам роста растений.МОТЕТ (франц. motet, от mot - слово)жанр многоголосной вокальной музыки. Возник во Франции в 12 в. В основе раннего мотета - литургический напев в одном из голосов, к которому присоединяются др. голоса, часто с вариантом того же текста или с др. текстом. Высшие образцы принадлежат Гильому де Машо, Жоскену Депре, Палестрине, Г. Шютцу, И. С. Баху.МОТИВ (франц. motif, от лат. moveo - двигаю)в поэтике: 1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (напр., мотив "увоза невесты"); 2) мельчайшая единица действия (2) в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное - образом); различаются мотивы структурные, сюжетообразующие ("Раскольников убил старуху" - в романе Ф. М. Достоевского) и орнаментальные, вспомогательные ("солнце пекло"); 3) повышенно-значимый (обычно повторяющийся) формальносодержательный компонент текста, тяготеющий к символичности (слово "вдруг" у Достоевского); 4) расширительно - устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении (мотив "мщения" у М. Ю. Лермонтова). В музыке - наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы.МОТИВАЦИИ (побуждения)в биологии - активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (голод, жажда и др.) или групповых (забота о потомстве и др.) потребностей.МОТИВЫв психологии - то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы. См. также Мотивации.МОТЛЬ (Mottl) Феликс (1856-1911)австрийский дирижер и композитор. Дирижировал операми Р. Вагнера в Байрейте, работал в Карлсруэ, Нью-Йорке, Мюнхене. Гастролировал во многих странах, в т.ч. в России. Струнный квартет, песни, оперы. |