|
|
Главная >
Энциклопедия >
П > Термины
ПАЛЕСв римской мифологии божество пастухов, покровитель коз и овец; мыслился как в женском, так и в мужском облике. По преданию, в день праздника Палеса 21 апреля был основан Рим.ПАЛЕСТИНА (от древнеевр. пелиштим - филистимляне)историческая область в Зап. Азии. В 3-м тыс. до н. э. здесь осели племена ханаанеев. В 12 в. до н. э. побережье Палестины завоевано филистимлянами; на остальной территории в 11 в. древнееврейские племена основали Израильско-Иудейское царство, распавшееся ок. 928 на два: Израильское (существовало до 722) и Иудейское (до 586). Впоследствии Палестина входила в состав государств Ахеменидов (после 539), Птолемеев и Селевкидов (в 3-2 вв.), Рима (с 63 до н. э.), Византии (с 395 н. э.). В 7 в. Палестину завоевали арабы, в 11 в. - крестоносцы, в 12 в. - египетские султаны, с 1516 в составе Османской империи. В 1917 оккупирована английскими войсками, в 1920-47 мандатная территория Великобритании. 29 ноября 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о ликвидации английского мандата и создании на территории Палестины двух независимых государств - еврейского и арабского. Иерусалим выделялся в самостоятельную административную единицу под управлением ООН. В итоге войны 1948-49 между государством Израиль (создано на части территории Палестины 14 мая 1948) и соседними арабскими государствами Израиль захватил большую часть той территории Палестины, которая предназначалась для арабского государства; другую часть присоединила Иордания; район Газы отошел под контроль Египта. Вооруженные силы Израиля изгнали с захваченной территории св. 900 тыс. арабов. В июне 1967 Израиль оккупировал всю территорию бывшей подмандатной Палестины, а также ряд других арабских территорий. Численность беженцев составила (1987) ок. 2 млн. человек. Борьбу палестинских арабов за справедливое решение палестинской проблемы в рамках всеобъемлющего политического урегулирования ближневосточного конфликта, за удовлетворение законных прав арабского народа Палестины, включая право на самоопределение и создание собственного независимого государства, возглавляет Организация освобождения Палестины (ООП). В сентябре 1993 между Израилем и ООП подписана Декларация о принципах урегулирования, которая предусматривает введение ограниченного самоуправления палестинцев в секторе Газа и в зоне г. Иерихон (Зап. берег р. Иордан), являющихся единым территориальным образованием, в течение переходного периода (до 5 лет) до окончательного урегулирования палестинской проблемы на основании резолюций Совета Безопасности ООН.ПАЛЕСТИНСКИЕ АРАБЫ (палестинцы)народ, коренное население Палестины. Общая численность 5,5 млн. человек (1992): в Израиле - св. 826 тыс. человек, на Западном берегу р. Иордан - 973 тыс., в секторе Газа - св. 645 тыс., в Иордании - 2,23 млн. человек, а также беженцы в ряде стран. Язык арабский. Верующие - в основном мусульмане-сунниты.ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО (Императорское православное палестинское общество)научно-благотворительная организация. Основано в 1882 в Санкт-Петербурге (с 1918 - Российское палестинское общество при РАН) для поддержки православия на Ближнем Востоке, содействия паломничеству в Св. Землю. В Палестине и Сирии строило православные церкви, школы, больницы, организовывало археологические экспедиции, издавало научные труды. С 1992 международная общественная организация, развивающая научные, культурные и духовные связи с народами Ближнего Востока и Средиземноморья.ПАЛЕСТРА (греч. palaistra, от palaio - борюсь)частная гимнастическая школа в Др. Греции для обучения мальчиков 1216 лет.ПАЛЕСТРИНА (Джованни Пьерлуиджи да Палестрина) (Palestrina) (ок. 1525-94)итальянский композитор, глава римской полифонической школы. Его мессы, мотеты, мадригалы и др. - вершина хоровой полифонии строгого стиля; вобрав достижения нидерландской школы, наметил переход от полифонии к гомофонии.ПАЛЕТКА (от франц. palette - пластинка, планка)1) прозрачная пластинка с нанесенной на нее сеткой линий (реже - точек), предназначенная для вычисления площадей на планах и картах, отсчета координат и т.д. 2) Тонкая каменная плитка с рельефными изображениями, характерная главным образом для искусства Др. Египта.ПАЛЕХпоселок городского типа в Российской Федерации, Ивановская обл., в 32 км от ж. д. ст. Шуя. 6,3 тыс. жителей (1993). Центр русского народного искусства - миниатюрной живописи (т. н. палехская лаковая миниатюра). Художественно-производственные мастерские по росписи лаковых изделий из папье-маше; легкая, пищевая промышленность. Художественное училище. Музей палехского искусства. Крестовоздвиженская церковь (18 в.) с росписями и иконами палехских мастеров (18-20 вв.).ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРАвид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папьемаше, сложившийся в начале 1920-х гг. в поселке Палех на основе местного иконописного промысла. Иконописный промысел Иконописный промысел в Палехе возник в 17 в. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в 18 - начале 19 вв. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Иконы "палехского пошиба" славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное, то есть всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела - их писал художникличник. Имена и тексты писал мастер - подписывальщик. И, наконец, заканчивал работу над иконой олифщик. В середине 19 в. в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых. К концу века в Палехе и окрестных деревнях насчитывалось 418 человек, занимавшихся иконописанием, 270 из них (200 мастеров и 70 учеников) работали у Н. М. Сафонова. Многие иконописцы работали в Москве, в мастерских, владельцами которых были выходцы из Палеха. Кроме иконописания, палешане занимались поновлением монументальной живописи, участвуя в реставрации соборов и Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря и др. Палехские артели После революции 1917 перед палехскими иконописцами встала необходимость поиска новых форм реализации своего творческого потенциала. В 1918 мастера объединяются в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью. В 1923 они были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом - папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. При поддержке известного искусствоведа А. В. Бакушинского, уроженца Палеха, мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924. 5 декабря 1924 семь палехских художников - И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин - объединились в "Артель древней живописи". Позднее к ним присоединились и другие художники - И. П. Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже. В 1932 артель была преобразована в Палехское товарищество художников, в 1953 - в Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время в Палехе работает ряд авторских мастерских художников-палешан. Палехские художники успешно работали в области театральнодекорационного искусства (П. Д. Баженов, эскизы декораций к неосуществленному спектаклю "Сказка о попе и его работнике Балде" в Большом театре, 1940; И. П. Вакуров, эскизы к постановке "Снегурочки" в Московском художественном театре, 1936; Н. М. Парилов, эскизы к ряду постановок в Ленинградском Малом академическом театре оперы и балета, Куйбышевском государственном театре оперы и балета, Саратовском театре им Н. Г. Чернышевского и др.), книжной графике (Голиков И. И., "Слово о полку Игореве", 1934; и др.), монументальной живописи (Д. Буторин и др., росписи интерьеров Ленинградского дворца пионеров), росписи изделий из фарфора; реставрации монументальной живописи. Особенности палехской живописи Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них - Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков, А. М. Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и др. Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 на базе профтехшколы, открытой в 1930.ПАЛЕЦКИС Юстас Игнович (1899-1980)литовский политический деятель, писатель, Герой Социалистического Труда (1969). В 1940-67 председатель Президиума ВС Литовской ССР, в 1966-70 председатель Совета Национальностей ВС СССР. Публицистика, стихи, мемуары.ПАЛИлитературный среднеиндийский язык, относится к индийской группе индоевропейской семьи языков. Пали - язык буддийского Канона. Сложился в Индии, распространился на о. Шри-Ланка, а в кон. 1-го - нач. 2-го тыс. в ряде стран к востоку от Индии. Пали сохранился как язык религии и письменности в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме.ПАЛИАШВИЛИ Захарий Петрович (1871-1933)грузинский композитор, народный артист Грузии (1925). Брат И. П. Палиашвили. Один из основоположников грузинской профессиональной музыки. Оперы "Абесалом и Этери" (1918), "Даиси" (1923) и др. Профессор Тбилисской консерватории (с 1919).ПАЛИАШВИЛИ (Палиев) Иван Петрович (1868-1934)грузинский дирижер, народный артист Грузии (1924). Брат З. П. Палиашвили. Руководил симфоническими и оперными оркестрами в различных городах России; с 1922 дирижер Грузинского театра оперы и балета.ПАЛИЕВСКИЙ Петр Васильевич (р. 1932)российский литературовед, доктор филологических наук (1992). Основная сфера интересов: русская и зарубежная литература 19 и 20 вв. Книги: "Пути реализма" (1974), "Русские классики: Опыт общей характеристики" (1987) и др.ПАЛИИрыбы семейства лососей. Формы арктического гольца (длина до 70 см, масса до 7 кг), населяющие озера Сев. Европы, в т.ч. Ладожское и Онежское. Часто их объединяют в самостоятельный вид или рассматривают как нескольких видов. В реках и озерах Сев. Америки - американские палии. Ценный объект промысла.ПАЛИЙ (наст. фам. Гурко) Семен Филиппович (1640-е гг. - 1710)украинский казак. В кон. 80-х гг. 17 в. и в 1702-04 с З. Искрой, С. Самусем и др. возглавил антишляхетские восстания на Правобережной Украине. Участвовал в Полтавском сражении 1709 на стороне России.ПАЛИКИ (Палиски)в греческой мифологии сыновья Зевса и Этны. Особенно почитались на о. Сицилия.ПАЛИЛИИв Др. Риме праздник, посвященный богине Палес.ПАЛИМПСЕСТ (от греч. palin - снова и psaio - скоблю, стираю)древняя рукопись, написанная на писчем материале (главным образом пергаменте) после того, как с него счищен прежний текст.ПАЛИНГЕНЕЗ (от греч. palin - снова, опять и... генез)появление у зародыша признаков, свойственных взрослым формам более или менее отдаленных предков. Термин введен Э. Геккелем (1866) при обосновании им биогенетического закона. |