российский путешественник, исследователь Центральной Азии, генерал-майор. В 1876-90 руководил 3 экспедициями по Джунгарии, Монголии, Гоби, Кашгарии, Куньлуню. Автор способа определения географической широты по звездам, названного его именем.
птица рода дроздов. Длина тела 20-25 см, хвоста ок. 9 см. Гнездится в лесах Европы, на Кавказе, в Сибири до оз. Байкал; зимует в Юж. Европе, Сев. Африке, Малой и Передней Азии. Звонкая и громкая песня (особенно энергичная на утренних и вечернях зорях) состоит из разнообразных свистовых слогов.
певец в русских церковных патриарших и придворных хорах. После упразднения патриаршества (1721) певчие дьяки назывались синодальными певчими.

род птиц семейства утиных. 3 вида, в Евразии, Сев. Африке и Австралии, обитают по берегам водоемов. Обыкновенная пеганка (длина ок. 60 см) - объект промысла (пух); хохлатая пеганка крайне редка (возможно, вымерла), в Красной книге МСОП.
в греческой мифологии крылатый конь, родившийся из туловища убитой Персеем горгоны Медузы. От удара копытом Пегаса на горе Геликон возник источник Гиппокрена, из которого черпали вдохновение поэты. Образ Пегаса - символ поэтического вдохновения ("оседлать Пегаса").
экваториальное созвездие. В Пегасе находится одно из ближайших скоплений галактик.
русское название объединения племен нарымских селькупов в кон. 16 в.
немецкий философ. Автор книг "След слова. О лирике Пауля Целана" (1986), "Мыслительный путь Мартина Хайдеггера" (1990), "Новые пути вместе с Хайдеггером" (1992).
деятель российского и эстонского революционного движения, публицист, поэт, профессор. Участник Октябрьской революции (Эстония). В 1918-19 член правительства Эстляндской трудовой коммуны. С 1920 член ЦК КП Эстонии. Сборники стихов: "Грубые наброски" (1910), "Весенние ветры" (1926). Репрессирован; реабилитирован посмертно.
французский поэт и публицист. В 90-х гг. был связан с французской социалистической партией. Поэмы стилизованы в духе наивной средневековой религиозной мистерии: "Мистерия о милосердии Жанны д Арк" (1910), "Мистерия о святых праведниках" (1912), "Ева" (1913). Погиб на фронте.
светлая крупнозернистая магматическая горная порода; обычно содержит минералы, в состав которых входят F, Br, Cl, H2O и другие легколетучие компоненты, иногда редкие и рассеянные элементы. Залегает в виде жил, линз, гнезд. По физическим свойствам аналогичен граниту. Используется как керамическое сырье. Нередко пегматит содержат пьезооптические минералы, слюды, самоцветы; с гранитными пегматитами связаны месторождения руд редких и редкоземельных металлов.
американский физик. Труды по ядерной физике. Провел (1935) совместно с Дж. Р. Даннингом изучение характера нейтронно-ядерных взаимодействий и измерение их интенсивности. Вместе с ним же выдвинул в 1939 идею использования графита в качестве замедлителя нейтронов.
город в Нижнем Мьянме, административный центр обл. Пегу. 150 тыс. жителей (1983). Железнодорожный узел. Рисоочистительная, деревообрабатывающая промышленность. Ремесла. Место паломничества буддистов. Основан в 573 (825?). До сер. 18 в. (с перерывами) столица государства Пегу. Пагода Шуэмаудау (высота 115 м).
государство монов (с одноименной столицей) на юге Мьянмы, возникшее в 13 в. после распада Пагана. Боролось за гегемонию в Мьянме. В 18 в. территория Пегу вошла в единое государство Мьянма.
1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т.д.). 2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
издательско-полиграфическое объединение в Москве, организовано в 1991. Включает издательства "Педагогика-пресс" (преемник издательства "Педагогика", 1969, ведет историю с 1945; выпускает книжные научно-педагогические, учебные и детcкие издания) и "Школапресс" (выпуск журналов).
наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появились на Др. Востоке (65 вв. до н. э.) и в Др. Греции (5-4 вв. до н. э.) как часть философских систем. В 17-19 вв. специфика педагогики была выявлена в теориях Я. А. Коменского, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Й. Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. Важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева и др. Проблемы образования решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, социально-психологических и психофизиологических исследований.
направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось в сер. 80-х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися.
отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.
двухгодичное высшее учебное заведение (мужское), открытое в Москве в 1911 на средства П. Г. Шелапутина для подготовки учителей средней школы. Принимались окончившие высшие учебные заведения. В 1919 на базе института создана Академия социального воспитания (с 1923 - Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской).