|
|
Главная >
Энциклопедия >
Р > Термины
РАУЗИН Яков Рафаилович (1906-75)российский металловед, доктор технических наук (1960). Основные труды связаны с совершенствованием технологии термической обработки металлоизделий, в частности, подшипников. Научно обосновал технологию термического упрочнения рельсов методом объемной закалки. Государственная премия СССР (1967).РАУЛЬ ДЕ УДАН (Raoul de Houdenc) (1-я пол. 13 в.)французский поэт-трувер. Аллегорическая поэма "Сон о преисподней".РАУЛЬ (Raoult) Франсуа Мари (1830-1901)французский физик и химик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1899). Исследовал свойства растворов (1882-88), установил закон, названный его именем.РАУЛЯ ЗАКОНотносительное понижение давления насыщенного пара растворителя над разбавленным раствором равно молярной доле растворенного вещества N: (po - p1)/po = N, где po и p1 - соответствующее давление насыщенного пара чистого растворителя и растворителя над раствором.РАУНД (англ. round)в боксе 3-минутный период в поединке; в любительском боксе - 3 раунда, в профессиональном - до 15.РАУС Ф.см. РоусРАУТ (англ. rout)торжественный званый вечер без танцев, в отличие от бала; прием (устаревшее выражение.).РАУТИАН Сергей Глебович (р. 1928)физик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1979). Труды по оптике, квантовой электронике, нелинейной оптике.РАУХТОПАЗминерал, прозрачная дымчатая разновидность кварца.РАУХФУС Карл Андреевич (1835-1915)российский педиатр, организатор больничного дела. Труды по диагностике перикардитов и плевритов, ларингологии. Создал образцовые детские больницы в Санкт-Петербурге (1864-68, ныне им. Раухфуса) и Москве (1872-76, ныне им. И. В. Русакова).РАУШЕНназвание г. Светлогорск в Калининградской обл. до 1946.РАУШЕНБАХ Борис Викторович (р. 1915)российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984), Герой Социалистического Труда (1990). Основные труды по теории горения, управлению ориентацией космических аппаратов. Ленинская премия (1960).РАУШЕНБЕРГ (Rauschenberg) Роберт (р. 1925)американский художник, один из основоположников поп-арта. Прославился своими "комбинированными картинами"1950-60-х гг. (от англ. combine painting), сочетающими размашистую живопись в духе абстрактного экспрессионизма с реальными предметами прикрепленными к картинной основе. Свойственное этим произведениям монументальность и драматизм современности со временем усиливается благодаря широкому использованию принципов фотомонтажа, а позднее - видео-арта.РАФАЛЬСКИЙ Сергей Милиевич (1896-1981)русский писатель, публицист. С 1922 в эмиграции (Прага, Париж). Повесть "Искушение отца Афанасия" (1956); сборник повестей и рассказов "Николин бор" (издан в 1984). Книга стихов "За чертой" (издана в 1983). Воспоминания "Что было и чего не было" (изданы в 1984) - о последних годах, проведенных автором в России. Сборник публицистических статей "Их памяти" (издан в 1987).РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi) (1483-1520)итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения ("Мадонна Конестабиле", ок. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Многочисленные изображения Богоматери ("Сикстинская мадонна", ок. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения ("Б. Кастильоне", 1514-15). Проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.РАФАЭЛЬ (наст. имя Рафаэлло Санти) (Raffaello Santi) (26 или 28 марта 1483, Урбино - 6 апреля 1520, Рим)итальянский художник и архитектор. Биография. Сын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино. Впервые упомянут как самостоятельный мастер в 1500. В 1504-08 работал во Флоренции. В конце 1508 по приглашению папы Юлия II переехал в Рим, где, наряду с Микеланджело, занял ведущее место среди художников, работавших при дворе Юлия II и его преемника Льва X. Ранние работы. Уже в ранних, написанных до переезда во Флоренцию, картинах сказался присущий Рафаэлю гармоничный склад дарования, его умение находить безупречное согласие форм, ритмов, красок, движений, жестов, - и в таких небольших по формату работах, почти миниатюрах, как "Мадонна Конестабиле" (ок. 1502-03, Эрмитаж), "Сон рыцаря" (ок. 1504, Национальная галерея, Лондон), "Три грации" (Музей Конде, Шантильи), "Св. Георгий" (ок. 1504, Национальная галерея, Вашингтон), и в более крупном по формату "Обручении Марии" (1504, Брера, Милан). Флорентийский период (1504-08)Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. В последних флорентийских работах Рафаэля ("Положение во гроб", 1507, галерея Боргезе, Рим; "Св. Екатерина Александрийская", ок. 1507-08, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Главная тема живописи флорентийского периода - Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: "Мадонна со щегленком" (ок. 1506-07, Уффици), "Мадонна в зелени" (1506, Музей истории искусств, Вена), "Прекрасная садовница" (1507, Лувр). Варьируя в них один и тот же мотив, изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей - Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды, излюбленной мастерами Возрождения. Римский период (1509-20) Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность "художника апостольского Престола" и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора св. Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Росписи Ватиканского дворца Центральное место в творчестве этого периода занимают росписи парадных покоев Ватиканского дворца. Росписи Станцы делла Сеньятура (1509-11) - одно из самых совершенных творений Рафаэля. Величественные многофигурные композиции на стенах (объединяющие от 40 до 60 персонажей) "Диспута" ("Спор о причастии"), "Афинская школа", "Парнас", "Основание канонического и гражданского права" и соответствующие им четыре аллегорические женские фигуры на сводах олицетворяют богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Не повторяя ни одной фигуры и позы, ни одного движения, Рафаэль сплетает их воедино гибким, свободным, естественным ритмом, перетекающим от фигуры к фигуре, от одной группы к другой. В соседней Станце Элидора (1512-14), в росписях стен ("Изгнание Элидора из храма", "Чудесное изведение апостола Петра из темницы", "Месса в Больсене", "Встреча папы Льва I с Аттилой") и библейских сценах на сводах преобладает сюжетноповествовательное и драматическое начало, нарастает патетическая взволнованность движений, жестов, сложных контрапостов, усиливаются контрасты света и тени. В "Чудесном изведении апостола Петра из темницы" Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения - ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников. К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (ок. 1513-14, Санта Мария делла Паче, Рим) и полная языческой жизнерадостности фреска "Триумф Галатеи" (ок. 1514-15, вилла Фарнезина, Рим). Выполненные в 1515-16 картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) стилистически близки к росписям Станц, однако в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, - черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз, избытком жестикуляции. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-17), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Ф. Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (ок. 1515-16) и в т.н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-19). Римские Мадонны. В римский период Рафаэль значительно реже обращается к образу Мадонны, находя новое, более глубокое его решение. В "Мадонне делла Седия" (ок. 1513, Питти, Флоренция) юная мать в одежде римской простолюдинки, маленькие Иоанны Креститель и Христос связаны воедино круговым обрамлением (тондо); Мадонна как бы старается укрыть в своих объятиях сына - маленького Титана с недетски серьезным взглядом. Новая, полифонически сложная трактовка образа Мадонны нашла наиболее полное выражение в одном из самых совершенных творений Рафаэля - алтаре "Сикстинская Мадонна" (ок. 1513, Картинная галерея, Дрезден). Портреты. Первые портреты относятся к флорентийскому периоду ("Аньоло Дони", ок. 1505, Питти, Флоренция; "Маддалена Строцци", ок 1505, там же; "Донна Гравида", ок. 1505, там же). Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Среди римских работ выделяются портрет гуманиста Бальдассаре Кастильоне (ок. 1514-15, Лувр) и т.н. "Донна Велата", возможно - модель "Сикстинской мадонны" (ок. 1516, Питти, Флоренция), с их благородным и гармоническим строем образов, композиционным равновесием, тонкостью и богатством цветового решения. Архитектурные произведения. Рафаэль оставил заметный след и в итальянской архитектуре. Среди его построек - маленькая церковь Сан Элиджо дельи Орефичи (заложена ок. 1509) с ее строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена ок. 1512) интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, - росписей, мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Литература: Элиасберг Н. Е. Рафаэль. М., 1961. Гращенков В. Н. Рафаэль. М., 1975. Дажина В. Д. Рафаэль и его время. М., 1983. Рафаэль и его время. Сб. Под ред. Л. С. Чиколини. М., 1986. Dussler L. Raphael. A Critical Catalogue of his Pictures, Wall-Paintings and Tapestries. London, 1971. De Vecchi P. L. Raffaello. La pittura. Roma, 1981. Frommel C. L., Ray S. Tafuri M. Raffaello architettura. Roma, 1984. И. А. Смирнова.РАФАЭЛЯНЦ Арам Назарович (1897-1960)авиаконструктор. В авиации со времен 1-й мировой войны. Участник Гражданской войны. Первые самолеты построил в конце 1920-х гг. Занимался вопросами прокатки нержавеющей стали на авиазаводах. В 1937-39 спроектировал и построил легкие пассажирские самолеты РАФ-11 и РАФ-11бис. В 1957 сконструировал аппарат с вертикальным взлетом "Турболет".РАФИКОВ Сагид Рауфович (1912-92)казахский и российский химик, академик АН Казахстана (1962), член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1970). Труды по химии полимеров.РАФИНЕР (фран. raffineur, от raffiner - очищать, делать более тонким)аппарат непрерывного действия для размола (между вращающимися дисками с ножами) волокнистых материалов (главным образом целлюлозы) для получения бумажной массы.РАФИНИРОВАНИЕ (нем. Raffinieren, от франц. raffiner - очищать)окончательная очистка продукта от примесей в металлургической, химической, пищевой и других отраслях промышленности. |