силы, с которыми тела, реализующие связи механические, действуют на точки механической системы, на которую эти связи наложены. Реакции связей возникают как силы противодействия (см. Ньютона законы) при наличии сил, действующих на связи. Напр., рельсы - связи, ограничивающие движение вагона. Силы же, с которыми рельсы действуют на вагон, являются реакцией связей.
превращения одних веществ в другие, отличные по химическому составу и (или) строению. Характеризуются стехиометрическим соотношением участвующих в них веществ, степенью превращения, константами скорости и равновесия, энергией активации, тепловым эффектом. Химические реакции классифицируют по числу молекул, участвующих в элементарном акте (моно-, бимолекулярные), кинетическому механизму (последовательные, параллельные, сопряженные), характеру химического процесса (разложение, окисление, полимеризация и др.), типам частиц, участвующих в химических реакциях (ионные, радикальные), фазовому состоянию реагирующей системы (газо-, жидко- и твердофазные). Гомогенные химические реакции протекают в объеме фазы, гетерогенные - на поверхности раздела фаз.
сторонник политической реакции; ретроград; противник общественного, культурного, научно-технического прогресса.
![Энциклопедический словарь можно купить на диске...](r5.gif)
способ получения металлов, основанный на идущей при нагреве химической реакции между сульфидом и оксидом или сульфатом извлекаемого металла (напр., реакционная плавка свинца: PbS + 2PbO = 3Pb + SO2 или PbS + PbSO4 = 2Pb + 2SO2).
действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие.
активное сопротивление общественному прогрессу в целях сохранения и укрепления отживших социальных порядков.
то же, что радиационное трение.
см.
РОЭ.
старинная серебряная монета, обращалась в странах Лат. Америки, Италии, Португалии и др. с 15 в. до 70-х гг. 19 в. Денежная единица Бразилии.
1) осуществление какого-либо плана, идеи и т.п. 2) В экономике - продажа товаров или имущества, превращение их в деньги.
1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм - основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А. С. Пушкина). 2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. - Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.
в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма 20 в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. См. Номинализм и Концептуализм. Реализм научный - направление в современной западной философии науки, признающее существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий. Основные представители - Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, А. Масгрейв, Г. Харре.
продукция, отпущенная за пределы промышленного предприятия и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией.
одно из направлений американской правовой науки, возникшее в 20-х гг. 20 в. Сторонники реалистической школы права рассматривают право как результат деятельности судьи, отрицая превалирующую роль стабильного закона, ведущую, по их мнению, к ликвидации творческого характера права.
предмет, вещь, а также факт, социальный процесс, явление, существующие в реальной жизни.
минерал класса сульфидов, As4S4. Оранжево-красные кристаллы, друзы, зернистые массы. Твердость 1,5-2, плотность 3,6 г/см3. По происхождению гидротермальный, вулканический (возгоны). Руда мышьяка.
см. в ст.
Реальное образование.
заработная плата, выраженная в материальных благах и услугах; показывает, какое количество предметов потребления и услуг работник может фактически приобрести на свою заработную плату. Реальная заработная плата определяется размером номинальной заработной платы, уровнем цен на предметы потребления и услуги, а также величиной взимаемых налогов.
тип общего среднего образования с практической направленностью, основу которого, в отличие от классического, составляли предметы естественнонаучных и математических циклов; вместо древних языков преподавались новые. Возникло в нач. 18 в. В России в 1864 учреждены реальные гимназии, преобразованные с 1872 в реальные училища (в 1888 реорганизованы в полные средние школы). Реальное образование давали также коммерческие училища и военные гимназии. Выпускники реальных учебных заведений допускались только в высшие технические учебные заведения; в университеты - с нач. 20 в. (на физикоматематический и медицинский факультеты).
см. в ст.
Реальное образование.