российский космонавт. Летчик-космонавт СССР (1969), генерал-майор авиации (1977), Герой Советского Союза (1969). Полет на "Союзе-6" (октябрь 1969).
польский композитор и пианист. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. С 1831 жил в Париже. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством. С 1927 в Варшаве проводится Международный конкурс им. Шопена.
немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении "Мир как воля и представление" сущность мира ("вещь в себе" И. Канта) предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. "Освобождение" от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в Европе со 2-й пол. 19 в.

немецкий философиррационалист (см. Иррационализм). В его основном произведении "Мир как воля и представление" (1819-44) сущность мира и человека предстает как бессознательная "воля к жизни". Детство и юность. Артур Шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр (1747-1805), хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека и честного коммерсанта. Его мать, Иоганна Генриетта Шопенгауэр (1766-1823), дочь сенатора Трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома, 1830-31). В детстве будущий философ не получил систематического образования. Его отец, желая видеть в нем продолжателя своего дела, отправляет девятилетнего сына в Гавр, где Артур прожил два года в семье отцовского друга и партнера. После непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика берут в путешествие по Европе в образовательных целях. Это путешествие убедило его не только в бесполезности изучения "одних только слов", но и в благотворности знакомства "с самими вещами". В 1805 Артур был отдан в крупную гамбургскую фирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения. Однако после смерти отца (к нему Шопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позволяет сыну получить университетское образование. В 1809 он становится студентом-медиком Геттингенского университета, а через полгода, не оставляя изучения медицины, переводится на философский факультет, где с особым усердием штудирует Платона и Канта. С 1811 в Берлинском университете слушает лекции Ф. А. Вольфа по истории греческой и латинской литературы, Шлейермахера - по истории философии, Фихте - по философии; докторскую диссертацию "О четверояком корне закона достаточного оcнования" защитил в Йенском университете в 1813. Зрелость. Главный труд. В 1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, Шопенгауэр поселяется в Дрездене. Здесь он пишет трактат "О зрении и цвете" (1816) (по следам бесед с Гете, с которым он встречался в 1813-14 в Веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 завершает работу над первым томом своего основного произведения "Мир как воля и представление". Судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. Вслед за этим Шопенгауэр терпит фиаско в преподавательской деятельности в Берлине (1820), его пробная лекция вызвала отрицательное отношение Гегеля. С 1831 философ обосновывается во Франкфурте-на-Майне. Все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией. Несмотря на успех его последней работы ("Парерга и паралипомена", 1851) и все возрастающую известность, Шопенгауэра не покидает чувство духовного одиночества. Тем не менее, он уверен в выдающемся значении и новизне своего труда. "Мир как воля и представление"Считая себя учеником Канта, Шопенгауэр исходит из того, что опыт, "мир явлений", дан человеку как его "представление", его априорные формы - пространство, время, причинность. Субъект и объект - это соотносительные моменты мира как "представление". Мир как "вещь в себе" предстает у Шопенгауэра как безосновная "воля", которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум - лишь инструмент этой "воли". Как "вещь в себе" воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как "представлении" она проявляется в бесконечном множестве "объективаций". Ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - "адекватных объективаций воли". Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. В живой природе и обществе воля проявляется в качестве "воли к жизни" - источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий "осознает себя всей волей к жизни", тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной "войне всех против всех"; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. В противовес Лейбницу Шопенгауэр называл существующий мир "наихудшим из возможных", а свое учение - "пессимизмом". Мировая история не имеет смысла. Страдание - "наказание" за "первородный грех", вину обособленного существования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства -"незаинтересованное созерцание" идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение "воли к жизни". Высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний и страстей (здесь Шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). В уникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная граница между я и не-я и тем самым происходит "обращение" воли, переворот в самом бытии. Критикуя язык современной ему школьной философии, Шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное Жан Поль, Ф. Кафка, Т. Манн). Пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 - начала 20 вв. Влияние его испытали в Германии Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др., в России - Л. Толстой, А. Фет и др. Сочинения: Полн. собр. соч. М., 1900-10. Т. 1-5. Собр. соч. М., 1992. Т. 1. Соч. М., 1993. Т. 1-2. Samtliche Werke. 3. Aufl. Wiesbaden, 1972. Bd. 1-7. Der handschriftliche Nachlass. Frankfurt am Main, 1966-75. Bd. 1-5. Литература: Фишер К. Артур Шопенгауэр: Пер. с нем. М., 1896. Фолькельт И. Артур Шопенгауэр, его личность и учение: Пер. с нем. СПб., 1902. Грузенберг С. О. Артур Шопенгауэр. Личность, мышление и миропонимание. СПб., 1912. Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М., 1975. Чанышев А. А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра. М., 1990. Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель: Пер. с нем. // Избр. произведения. М., 1993. Simmel G. Schopenhauer und Nietzsche. Leipzig, 1907. Mann Th. Schopenhauer. Stockholm, 1938. Abendroth W. Arthur Schopenhauer in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Leck; Schleswig, 1967. Hubscher A. Denker gegen der Strom. Schopenhauer: gestern - heute - morgen. Bonn, 1973. Pisa K. Schopenhauer. Kronzeuge der unheilen Welt. Wien; Berlin, 1977. Weimer W. Schopenhauer. Darmstadt, 1982. Schirmacher W. Schopenhauer bei neuren Philosophen. Frankfurt am Main, 1988. А. А. Чанышев.
македонский поэт. Сборники стихов о Народно-освободительной войне 1941-45 ("Стихи", 1944) и о современности ("Золотой круг времени", 1969; "Смотрящий в пепел", 1970; "Песнь черной женщины", 1976).
город в Киргизии, Чуйская обл. Железнодорожная станция (Шопоково). 9,2 тыс. жителей (1991). Сахарный завод и другие предприятия.
город на северо-западе Венгрии. 55 тыс. жителей (1991). Текстильная, трикотажная, швейная, металлообрабатывающая, пищевая промышленность. Центр виноградарства и виноделия. Музей им. Ф. Листа. Готическая церковь (13-15 вв.) и монастырь бенедиктинцев (14 в.), церкви св. Михаила (13-15 вв.) и св. Георгия (14-18 вв.), Городская башня (завершена в 17 в.). Готические, ренессансные и барочные жилые дома.
см.
Фабричные старосты.
метод определения твердости металлов по высоте отскакивания легкого бойка с алмазным наконечником от испытываемого массивного образца (с помощью склероскопа). Назван по имени американского промышленника А. Шора (А. Shore).
российский изобретатель. Автор буквопечатающего телеграфного аппарата (1928), систем фотографической звукозаписи для звукового кино (1928) и механической записи и воспроизведения звука (1932-34) и др. Государственная премия СССР (1941).
российский ученый, академик РАН (1991). Труды по динамике рабочих процессов в энергетических установках, в частности, в двигателях летательных аппаратов.
немецкий химик-органик. Труды по химии предельных углеводородов, истории органической химии. Установил равнозначность четырех валентностей углерода (1868). Автор руководств и учебников по химии.
чехословацкий химик-органик, биохимик, иностранный член АН СССР (1958). Труды по изучению терпенов, нуклеиновых кислот, белков, в т.ч. ферментов.
язык шорцев, относится к тюркским языкам (уйгурская группа). Письменность на основе русского алфавита.
английский астроном и оптик. Создал ок. 1400 зеркальных телескопов высокого качества, изобрел высокоточные маятниковые часы.
кабардинский писатель. Историко-романтическая дилогия "Горцы" (кн. 1-2, 1954-75); пьесы. Труды по фольклору.
разновидность конькобежного спорта: бег на коньках по укороченной дорожке, которая, как правило, размечена на хоккейной площадке. Зародился в Канаде в нач. 20 в. Технический комитет по шорт-треку - член Международного союза конькобежцев (ИСУ; с 1975). В программе Олимпийских игр с 1992. Чемпионаты мира с 1981.
мужские, женские или детские брюки до колен или выше.
народ в Российской Федерации, в Кемеровской обл. (Горная Шория). 16 тыс. человек (1992). Язык шорский. Верующие - православные.
см.
Соры.