|
|
Главная >
Энциклопедия >
Р > Термины
РИТВЕЛЬД (Rietveld) Геррит (1888-1964)нидерландский архитектор, входил в группу "Стиль". Его проекты отличаются подчеркнутой регулярностью геометрических объемов, в основе которых - плоскость и прямой угол (особняк Шредер, Утрехт, 1919-21).РИТЕНУТО (итал. ritenuto, букв. - задержанный)в музыке - указание перехода к более медленному темпу.РИТМ (греч. rhythmos, от rheo - теку)1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т.п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо. 2) В музыке - временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С 17 в. в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации ритма служит метр. См. также Ритмический рисунок. 3) В стихе - а) общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр; б) реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем ("ритмической формой", "вариацией", "модуляцией") метра и размера стихотворного.РИТМИКА1) совокупность всех проявлений ритма в музыке или конкретном музыкальном произведении. 2) Учение о музыкальном ритме. 3) Раздел стиховедения.РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКАкомплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика (известна также под названием "аэробика") используется в оздоровительных целях.РИТМИЧЕСКАЯ ПРОЗА1) фонетически организованная проза (преимущественно ораторская) с ощутимой упорядоченностью ритма, наиболее явной перед синтаксическими паузами и после них, т.е. на стыке фраз и колонов ("Чуден Днепр при тихой погоде...", Н. В. Гоголь). 2) В частности, проза с метрически правильным расположением ударений (обычно на каждом 3-м слоге), отличающаяся от стиха только отсутствием членения на стихотворные строки ("симфонии" А. Белого).РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОКв музыке - последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты. Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком). В соответствии с данным метром длительности часто объединяются в ритмические группы (восьмых, шестнадцатых и др.; см. также Пунктирный ритм). В вокальной мелодике ритмический рисунок нередко отражает ритмику художественной речи и метрику стиха. В прикладной музыке изолированный ритмический рисунок (на ударных инструментах) используется для сигналов, сопровождения шествий и танцев.РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОКв музыке - последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты. Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком). В соответствии с данным метром длительности часто объединяются в ритмические группы (восьмых, шестнадцатых и др.; см. также Пунктирный ритм). В вокальной мелодике ритмический рисунок нередко отражает ритмику художественной речи и метрику стиха. В прикладной музыке изолированный ритмический рисунок (на ударных инструментах) используется для сигналов, сопровождения шествий и танцев.РИТМИЧНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВАстепень равномерности выпуска продукции в течение года, месяца, суток, смены. Обеспечивает более полное использование трудовых и производственных ресурсов.РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ (англ. Rhythm and blues)блюзовый вокально-инструментальный стиль негритянской музыки 1930-х гг., возникший под влиянием свинга. Впоследствии коммерциализировался. Считается одной из ранних форм негритянской рок-музыки. К коммерческим его модификациям, созданным белыми музыкантами, относятся рок-н-ролл и твист.РИТОН (греч. rhyton, от rheo - теку)сосуд для питья (из глины, металла или рога) в виде рога животного. Часто завершался скульптурой и украшался рельефами.РИТОР (греч. rhetor)оратор в Др. Греции и Риме, с 3 в. до н. э. также преподаватель или ученик риторской школы.РИТОРИКА (греч. rhetorike)1) наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время (в России М. В. Ломоносов). В 19 в. учение о словесном выражении влилось в поэтику и стало частью теории литературы под названием стилистики. В сер. 20 в. возрождается широкое (общелитературное, лингвистическое и даже философское) значение терэффективной речевой коммуникации. 2) Риторика музыкальная - музыкально-теоретическое учение эпохи барокко, связанное со взглядом на музыку как прямую аналогию ораторской и поэтической речи. Включала те же части, что и литературная риторика; их содержание выражалось в системе специфических музыкальных приемов (см. в ст. Фигура).РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫсм. Стилистические фигуры.РИТОРСКАЯ ШКОЛАс 3 в. до н. э. в Др. Греции и с 1 в. до н. э. в Риме высшая гуманитарная школа. Молодежь, готовясь в ней к государственно-политической деятельности, изучала риторику, правоведение, историю, литературу, философию и др.РИТТЕР Карл (1779-1859)немецкий географ, иностранный почетный член Петербургской АН (1835). Автор труда "Землеведение" (при жизни Риттера вышло 19 томов, посвященных Азии и Африке). Развил сравнительный метод в географии. Представитель вульгарного географизма. Идеи Риттера во многом определили развитие географической мысли в 19 - нач. 20 вв.РИТТЕРА ХРЕБЕТв Китае. Назван по имени К. Риттера; см. Дакэн-Дабан.РИТУАЛ (от лат. ritualis - обрядовый)вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т.ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т.п.).РИТУАЛЬНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (неомифологическая) в культурологии (литературоведении)сформировалась в нач. 20 в. (Дж. Фрейзер, Д. Харрисон, Ф. Рэглан и др.); продолжая мифологическую школу, утверждала, однако, приоритет ритуала над мифологией и его исключительное значение в происхождении искусства и философии. В синтезе с учением об архетипах К. Юнга породила ритуально-мифологическое литературоведение (М. Бодкин, Н. Фрай), склонное сводить структуру любого произведения к ритуально-мифологической основе.РИТУРНЕЛЬ (франц. ritournelle, итал. ritornello, от ritorno - возвращение)1) инструментальное вступление, интермедия или завершающий раздел вокального произведения. 2) Вступительный и заключительный отыгрыши в танце. 3) В балете 17 - нач. 18 вв. инструментальное вступление к танцу. |